Святость жизни отца Леонтия, прозорливость его,
чудеса, совершавшиеся по его молитвам.
Духовная жизнь старца и его молитвенные подвиги были, в основном, сокрыты от взора людей и открыты единому Богу. То немногое, что сохранили в памяти люди, окружавшие старца, либо те, о которых батюшка возносил сугубые молитвы, осталось в рассказах, в устном предании. Чудеса, происходящие по вере людей в молитвы старца пред Богом, совершаются до сих пор.
Неподалеку от с. Михайловское находится село Толпыгино, где служил еще при жизни о. Леонтия архимандрит Амвросий (ныне архиепископ Ивановский и Кинешемский). В те годы он часто бывал у о. Леонтия и вспоминает такой случай: “Однажды я, как благочинный, заехал в Михайловское. Принимал меня отец Леонтий. Сидели мы за столом, все было очень просто. Отец Леонтий кушал и что-то говорил. А у меня была тогда нездорова печень, и я как-то не придавал значения нашему разговору. Но вдруг отец Леонтий без всякого с моей стороны вопроса говорит: “Многие сейчас жалуются на печень, а проживут долго”. Память моя эти слова засвидетельствовала, а вскоре все болезненные симптомы, слава Богу, прошли”.
В Михайловском отец Леонтий долгое время служил со священником о. Иоанном С. О. Иоанн был грубоват и часто дерзко вел себя по отношению к батюшке. Люди, конечно, это видели и просили, чтобы о. Леонтий добился снятия или перевода о. Иоанна. На это отец Леонтий отвечал: “Никто его не снимет. Его снимет только отец Амвросий”. “Мне было удивительно это слышать”, - вспоминает владыка Амвросий. - “Почему я должен был снять его? Но когда в 1977 г. я, волею судеб Божиих, стал епископом, мне действительно пришлось снять о. Иоанна с должности. Так о. Леонтий духовным зрением просматривал мой жизненный путь”.
Не раз бывало, что о. Леонтий посылал приезжавших к нему священников благословиться у о. Амвросия. Это вызывало недоумение - ведь священников благословляет епископ. Но уже гораздо позже стал понятен смысл слов о. Леонтия, когда о. Амвросий стал епископом.
Когда батюшка жил в с. Воронцово, он служил там вместе с диаконом Василием Васинским. В конце 60-х годов о. Василий был уже священником и готовился к принятию монашеского пострига. Владыка Иларион благословил, чтобы о. Леонтий постриг о. Василия, который в то время находился неподалеку от Михайловского - в с. Толпыгино. Но отец Леонтий на постриг не приехал, сказав, что отца Василия пострижет в монашество о. Серафим шуйский. Это было странно и непонятно. Но через некоторое время получилось так, что отца Василия в монашество действительно постригал архимандрит Серафим из г. Шуи. И можно только дивиться таинству Промысла Божия, который прозревался о. Леонтием.
Одна женщина рассказывала о таком случае: “Я приехала к батюшке на выходной и стала после обеда мыть посуду за перегородкой на кухоньке, а сама думаю про себя: “Почему многие мужчины пьют? Но истинно верующие не пьют”. А батюшка и говорит с кровати, на которой лежал: “Истинно верующие не пьют!” Я была поражена тем, что он точно произнес мою мысль. Тем более, что я тогда впервые столкнулась с таким явлением как прозорливость”.
Один молодой человек, Иван, работавший электриком, приехал к о. Леонтию и спросил, поступит ли он в Духовную Семинарию в Загорск ( Сергиев Посад), т.к. он уже два раза сдавал вступительные экзамены, но не проходил. Старец сказал ему: “Поступишь и окончишь ее за два года экстерном”. Так в дальнейшем и получилось.
Одна женщина вспоминает свою поездку с семилетним сыном к отцу Леонтию. Батюшка спросил мальчика о том, знает ли он молитвы “Отче наш” и “Богородице Дево”. Мальчик их не знал. Мать с сыном во время Литургии причастились. После службы, как и все, подошли за благословением к батюшке, который по немощи телесной сидел на стульчике посреди храма и благословлял народ просфорами. Мальчик был последним и просфоры ему не досталось. О. Леонтию перед этим какая-то женщина дала две монетки по 5 копеек. Вот их-то о. Леонтий и отдал мальчику со словами: “Вот, возьми себе - они тебе помогут выучить молитвы”. Когда мать с сыном вернулись домой, то мальчик прочитал “Отче наш” и “Богородице Дево” и с первого раза запомнил их наизусть.
Одна женщина имела привычку из-за нехватки времени на домашнюю молитву молиться о здравии и упокоении в дороге. Отцу Леонтию она об этом ничего не говорила. Однажды, приехав в Михайловское, она после благословения у старца услышала его слова: “Так и делай. Поминай дорогой”.
Привезла в Михайловское, к о. Леонтию, одна женщина свою бесноватую сестру. Батюшка поговорил с ней и допустил до причастия Святых Христовых Таин. После причастия тело ее содрогнулось и она упала, потеряв сознание. Когда ее привели в чувство, она была уже в своем уме и перестала вести себя как бесноватая.
Между людьми высокой духовной жизни поддерживается некая связь, и хотя о. Леонтий никуда не ездил, его имя было известно многим подвижникам. Как-то несколько прихожан из Михайловского и Фурманова отправились за советом к одному старцу в Троице-Сергиеву Лавру. Он, узнав откуда они приехали, сказал им: “Зачем вам куда-то ездить, когда у вас и Афон, и Сион, выше Киева и Почаева. У вас своя Лавра, и выше в мире нет”. Рассказывают, что некая блаженная из-под Ленинграда тоже поминала в разговорах о. Леонтия, и говорила, что лично знает батюшку, хотя никогда его не видела.
Одна женщина часто ездила в Загорск в Лавру преподобного Сергия. И вот она как-то приезжает в Михайловское с поручением от одного лаврского монаха. Тот просил узнать у о. Леонтия, что ему делать, ибо замучили его болезни, то одна, то другая. Отец Леонтий ответил: “Передай ему, пусть поменьше пьет”. Приехав вскоре в Лавру, она не знала, как и сказать тому монаху ответ о. Леонтия, т.к. подумала, что он много выпивает. Но делать было нечего. Она, смущаясь, сказала: “Батюшка передал: “Пусть поменьше пьет””. А монах улыбнулся над ее смущением и пояснил: “Понятно, батюшка провидел, что я действительно много пью разных настоев из трав. Больше не буду”. Вскоре его болезни прошли.
О прозорливости старца вспоминает монахиня Ангелина, которая во второй половине 60-х годов часто бывала у о. Леонтия вместе со своей сестрой. “Однажды мы шли втроем и всю дорогу пели молитвы, шли мы из Фурманова. Приходим к батюшке, а он говорит: “Певчие пришли”. А мы отвечаем: “Батюшка, мы не певчие” (Тогда мы не пели в храме, а теперь поем на клиросе). А он говорит: “Певчие, певчие”. У него была такая прозорливость, что он и мысли читал”.
У одной женщины был брат Николай. Она как-то начала рассказывать о нем о. Леонтию, а тот и говорит: “Туча, туча какая находит, а молитва семь замков отпирает, семь дверей открывает, а Николай-то, как живет хорошо”. Не поняла она тогда ничего, а вскоре после этого Николай вынес с фабрики, на которой работал, зеркало. Его задержали и решили отдать под суд. По совету сестры он исповедовался у о. Леонтия и перед судом причастился, и “на суде он так говорил... что его отпустили”.
Одна женщина долго стояла в очереди на квартиру. Когда подошла её очередь, власти почему-то медлили и квартиру ей не давали. Она ходила жаловаться, но её не слушали. Придя в церковь, в сердцах, она рассказала все отцу Леонтию. Батюшка выслушал ее и ответил: “Сходи еще раз и скажи, что отец Леонтий велел дать”. Велико же было ее удивление, когда при повторении этих слов начальнику, она в тот же день получила от него ключи и документы на квартиру.
Однажды в Михайловское в Великий пост на службу приехала какая-то женщина. У входа в храм ее увидел о. Леонтий и громко сказал: “Ой, как свиньей пахнет!” Она, упав перед ним на колени, призналась: “Батюшка, а я ведь сегодня свинину ела”. Об этом случае рассказала монахиня Елисавета.
Вот еще один рассказ о прозорливости старца. “В то время у меня был духовный отец в Лавре преподобного Сергия. Я собралась туда ехать, выходной день был у меня на неделе, а на работе меня не отпустили, не дали лишнего дня, а одного дня было мало. Расстроенная поехала я к отцу Леонтию. Был какой-то праздник. Всю Литургию я стояла с мыслями о Лавре, как там хорошо. Когда окончилась служба, батюшку выводили под руки домой, я подошла под благословение. А он улыбается и говорит: “А у нас было, как в Москве, не хуже, чем в Москве””.
“Моя мама, сейчас покойная, ездила к нему со своей сестрой (моей теткой). Тетка всю дорогу твердила: “Он меня не примет, я очень грешна”. Когда они входили к нему в дом, его первые слова были: “Говорят, я не всех принимаю. Я всех принимаю. Приходящего ко мне не изжену вон”. А мама моя говорит: “Батюшка, я такая грешница”. А он отвечает: “Огнем очистилась, огнем очистилась” (А у нее в деревне дом сгорел).
Приехала к отцу Леонтию на службу одна женщина, Надежда, а старец подарил ей бинт. Она спросила его: “Зачем он мне?” - “Возьми, возьми, пригодится”. И так было каждый раз, на протяжении десяти лет, - он давал ей бинты, а она все говорила: “Куда мне, батюшка, эти бинты?” - “Бери, потом пригодятся”. Позже этой Надежде дали послушание - ухаживать за больным монахом о. Иннокентием. Его прислал в помощь о. Леонтию один старец, схимонах Евфимий из-под Киева. В Михайловском, после травмы, на ноге у о. Иннокентия открылась язва, которая оставалась до самой его смерти. Тогда и пригодились все эти бинты.
о. Иннокентий.
Пришли двое из Плеса благословиться на поклонение в Киев, в Лавру. Старец не благословил: “Во ад едете, лучше езжайте домой!” Не послушались его, поехали. По дороге один из них заболел, покрылся язвами. До смерти так и был весь в язвах, в наказание за его самочинные путешествия по святым местам.
Отправлял однажды батюшка одного священника-гостя в город, на станцию, а времена тогда были советские, над священниками насмехались, могли побить. Поручил о. Леонтий одной бабе проводить священника. О. Порфирий - так звали священника - был не доволен: “На кой мне баба. Сам дойду”. А на станции встретилась им ватага парней с камнями. Парни толкнули священника, сбили с ног, хотели побить, а баба закричала: “Не смейте! Это мой отец!”. Парни устыдились и разбежались, а о. Порфирий сказал: “Вот так о. Леонтий, такую ситуацию прозрел”.
Духовная дочь старца рассказывала, что когда она только пришла к Богу, в 1970 году, вера была гонима. Ее мать была настроена против Церкви и говорила: “Я выброшу в окно твое Евангелие!” О. Леонтий попросил ее привезти к нему мать, но женщина не хотела матери даже говорить об этом. “Не поедет ни за что, а тем более, что к Вам она относится агрессивно”. К ее удивлению мать спокойно сказала: “Ладно, поедем”. Когда они приехали к старцу, он встретил мать этой женщины очень ласково, как родной отец. На другой день она пошла вместе со всеми в храм и, к великому их удивлению, стояла там и молилась со слезами. Затем она подошла к исповеди и причастилась с большим благоговением из рук батюшки. Так велика была сила его молитвы.
Одну девушку старец предупредил сдать билет на самолет, который разбился. Сейчас она работает в Епархиальном Управлении.
Двое мужчин и одна женщина шли к батюшке в Михайловское поздно вечером. В реке они увидели щуку, и один из них, бросив камень, оглушил ее. “Отнесем ее о. Леонтию”, - сказал он другим. А старец в это время говорит своей прислуге: “К нам будут гости”. “Какие гости, батюшка, уже все автобусы прошли”. А он ей в ответ: “Придут и рыбу принесут”.
Одна женщина, Евдокия, пришла в Церковь к батюшке. Он дает ей яблоки и говорит: “Отдай первому попавшемуся человеку, который будет с черным лицом”. Дома соседка говорит Евдокии: “Сваха пришла, она погорела, просит что-нибудь подать ей “.
После Литургии о. Леонтий вышел, как обычно, на проповедь и сказал, что в Ташкенте погибли тысячи людей, поскольку от грехов человеческих уже сотрясается земля. Люди, слышавшие проповедь, засомневались, поскольку ни радио, ни газеты о землетрясении ничего не сообщали. И только через пять месяцев после этой трагедии и проповеди о. Леонтия стало известно через средства массовой информации о ташкентском землетрясении.
Пришли к о. Леонтию женщины, а он сидел на кровати и был очень взволнован, лицо перепугано, то встанет он около кровати, то сядет и говорит: “Куда, куда поедем, долго ли автобус еще не придет? А дети-то как плачут, камнями кидают, окна бьют”. Его прислуга Евдокия говорит ему: “Батюшка, никуда не поедем, сиди уж на кровати”. Через год после этого стали передавать по радио и телевизору, что наших работников посольства в Китае выгнали, маленьким детям не давали спать, в автобусные окна кидали камнями. О. Леонтий все эти события заранее духом провидел и предсказывал их.
Незадолго до смерти о. Леонтий пророчески говорил: “Будет сильная жара и засуха. Крестный ход будет. Будут книгу печатать, потом слова сменят, другие вставят” (Это и случилось при повторном редактировании). В первое лето после смерти старца была сильная жара и засуха; тогда-то и открылся чудотворный источник близ могилы батюшки. А крестный ход состоялся в 1995 г. в Неделю Всех Святых, из Иваново несли деревянный крест на могилу старца Леонтия.
Батюшка говорил пророчески об открытии в Иваново “Красной Церкви” - Введенского женского монастыря: “Когда в Иваново “Красная Церковь” откроется, вся земля содрогнется”. В 1989 г. велась борьба за открытие этого храма, люди голодали прямо на земле, возле монастыря. Средства массовой информации всего мира говорили об этом.
В проповедях и частных беседах о. Леонтий неоднократно говорил об открытии мощей преп. Серафима Саровского и о том, что с этого момента начнется “новый мир”, но сам он до этого времени не доживет. Действительно, после открытия в 1991 г. в С.-Петербурге мощей преп. Серафима и перенесения их в Дивеево, в Москве в день Преображения Господня совершились события, изменившие жизнь России.
Однажды в частной беседе зашел разговор о кино. О. Леонтий сказал, что после его смерти в Михайловском будет сниматься кино. Летом 1985 г. в Михайловском и его окрестностях известный кинорежиссер Н. Губенко снимал фильм о последствиях ужасного смерча, обрушившегося на Ивановскую область, а в то время тело о. Леонтия уже больше тринадцати лет покоилось в земле.
Одна женщина рассказывала о себе: “Согрешила я по молодости, на чужого мужчину позарилась. Призналась на исповеди, а батюшка-то свечу взял и поднес к руке моей: “Подержи над огоньком”. Я руку отдернула, обжегшись, а он говорит: “Держи, держи! В адском пламени гореть собираешься, а свечки боишься”. Очень на меня это подействовало, бросила я чужого мужчину. Честно потом всю жизнь со своим мужем прожила”.
Насте, ныне монахине Елисавете, снится сон. Везут они (с батюшкой) санки по снегу. Настя впереди, а он сзади. Настя и говорит ему: “Что ж ты батюшка, все тянешься, отстаешь?” А он ей на свои санки показывает: “Видишь - полным полны! Твои-то полегче, свои лишь грехи везешь, а мне - вон сколько накидали!”
Старец много и с особенным усердием молился за усопших. В дождь, в снег, в любое ненастье любил ходить о. Леонтий на кладбище служить панихиды. Хотя ноги у батюшки болели, он шел туда всегда не по дороге, а по снегу, желая усугубить тяжесть своего подвига. По свидетельству людей о. Леонтию ночами являлись покойники с криком: “Помолись, батюшка!”
О. Леонтий пособоровал человека, который заболел и умирал. Когда он умер, отца Леонтия об этом известили. Батюшка спросил: “В какой одежде он был похоронен: в темной или светлой?”. Три раза спрашивал и три раза ему отвечали: “В темной”. О. Леонтий сказал: “Значит, девятый - это он. Восемь душ ко мне приходило за молитвами, а девятый - это он”.
Когда батюшка отпевал покойников, он знал, которые из них по своим грехам достойны ада, и жег себе на свече палец, чтобы этим людям становилось полегче.
Храм Святого Архистратига Божия Михаила украшен дивной шатровой колокольней белого цвета. Один из местных трактористов как- то раз подошел к прихожанкам и говорит им: “ Подцеплю вашу колокольню тросом и свалю в реку”. Женщины поругали его и прогнали от храма, предупредив, чтобы он не гневил Бога своими угрозами. В этот же день он, выпив, со своими друзьями пытался переехать на тракторе речку Шачу по льду. Лед не выдержал, и трактор провалился в воду. Друзья остались живы, но сам тракторист погиб от разрыва сердца. Вскоре после этого случая прихожане стали замечать, что отец Леонтий настойчиво молится за погибшего. Его даже за это ругали: “Батюшка, что вы все о нем молитесь, он свое получил”. А о. Леонтий отвечал: “Как же мне о нем не молиться, если он ко мне каждый день ходит, плачет, молитв просит”. В это время жена погибшего лежала в больнице. Покойник, являясь о. Леонтию по ночам, просил молиться за болящую и предупреждал батюшку, что она скоро умрет. Вскоре так и случилось; жена погибшего тракториста скончалась от болезни.
Ранним утром 16 апреля 1970 года прихожане, пришедши в Михайловский храм, увидели, что отец Леонтий совершает панихиду о новопреставленном Патриархе Алексии I. Все были потрясены и стояли молча. После панихиды о. Леонтия спросили, почему он служил панихиду о живом Патриархе. Батюшка ответил: “Святейший Патриарх Алексий умер, но этой ночью мы с ним виделись и вместе молились, чтобы патриархом был избран Пимен”. Прихожане несколько дней были в смущении, пока по официальным каналам не поступила информация о кончине Первосвятителя.
В благодарность батюшке люди шили и дарили одежду. О. Леонтий все раздавал как милостыню за усопших. Один раз две женщины приходят к нему, а он их спрашивает: “Видели вы Марию?” Они говорят: “Нет, батюшка”. А о. Леонтий им на это: “Только что она вышла, благодарить приходила, а потом вы зашли”. А Мария та была уже покойница.
Еще случай, говорящий о прозорливости старца. Однажды за столом о. Леонтий сказал: “Вот умру, из меня много воды потечет”. О. Иоанн, второй священник, грубо обращавшийся с батюшкой, говорит ему: “Хватит ерунду говорить”. После смерти старца о. Иоанн приехал на кладбище служить панихиду, увидел родник под горой, спустился к нему и заплакал: “О. Леонтий, прости меня, что не верил я тебе”.
Тот же о. Иоанн хотел сделать в церковной сторожке ремонт, а для этого нужно было разрешение официальных властей. Отец Леонтий, как настоятель, запретил ему, сказав: “Нельзя делать ремонт - хуже будет”. Это было в 1962 году. Вскоре о. Леонтия отправили в запрет. Без него отец Иоанн подал в райисполком прошение о разрешении на ремонт. Пришел ответ: “Дом снести до двадцатого числа”. Пришлось сторожку снести и священникам стало негде жить.
Как-то люди увидели, что отец Леонтий пошел на речку Шачу. Ходит вокруг проруби, где бабы обычно полощут белье, крестится и молится. На следующий день одна женщина, стирая белье, поскользнулась и упала в воду. Вокруг никого не было, но каким-то образом она выбралась сама. Молитва Старца помогла.
* * *
По воспоминаниям близких людей и духовных чад старца, разговаривал он очень немного, пребывая в умном делании. По своей духовной настроенности, как отмечают его духовные дети, он был наиболее близок к преп. Серафиму Саровскому и свт. Игнатию Брянчанинову. В нем чувствовалось глубокое знание духовного учения свв. Отцов Церкви. Он хорошо знал учение о внутренней молитве Иисусовой и поощрял тех, кто брался за нее.
Наставления его были краткими, но точными и образными. Когда обращались к нему люди с жалобами на житейские искушения, он говорил: “Не принимайте всего близко к сердцу, смотрите сквозь пальцы”.
Батюшка служил ежедневно и до последнего часа старался оставаться в храме. Иногда он говорил: “Какие часы мы служим, эти наши, а какие не служим, эти не наши” (т.е. не во спасение души).
Когда старца жалели люди, говоря: “Батюшка, ты устал, отдохни”, он отвечал: “Вы меня не жалеете, а губите”. А когда ему говорили: “Батюшка, вы совсем больной”, он отвечал: “У Бога болезней нет, это грехи наши болеют”.
Как большой молитвенник, батюшка много плакал за людей, но слезы эти были сокрыты, и знал их только сам Господь. Впрочем, иногда и люди видели его плачущим. Об этом вспоминает одна его духовная дочь: “Не помню в каком году я приходила к нему. В этот год у нас закрыли Церковь на время, так как был ящур у скотины. Батюшка лежал тогда на кровати и очень плакал, а я стала спрашивать его: “Батюшка, что вы плачете?”, а он мне говорит: “Не один я плачу, и книги плачут”.
Будучи сам монахом и игуменом монастыря, особенное значение в отношениях с духовными чадами он придавал послушанию и искренне радовался, когда они следовали этому драгоценному духовному правилу.
Славы он не любил. Идет иногда по улицам Иванова, люди подходят к нему за благословением и спрашивают: “Откуда вы, батюшка?”, он отвечает: “Я из Москвы, из Москвы”.
Таким смиренным, светлым, излучающим любовь и милосердие к страждущим людям, он и остался в памяти народной.
Посмертные чудеса, чудотворный источник.
Прошло уже более двух десятков лет, как нет о. Леонтия. Но все эти годы люди не забывают своего любимого батюшку и каждый день кто-то приходит к нему на могилку, чтобы попросить его молитв в своих нуждах и печалях. Какая бы ни была погода, но тропинка на батюшкину могилку всегда свежа; любой, без труда найдет ее, лежат цветы или зажжена свечка перед крестом. К новому памятнику приставлен старый деревянный крест с могилы. Многие отделяют от него щепочки на молитвенную память и как средство от своих болезней. Тут же, на оградке, стихи о старце (написаны Аннушкой, которая была от рождения слепая и всю жизнь прожила рядом с храмом). Когда собирается много народа, то эти стихи с умилением поются.
Слепенькая Аннушка.
При жизни отцу Леонтию часто приходилось слышать жалобы о том, что людям далеко носить воду из реки на кладбище, чтобы поливать цветы на могилах. Перефразируя евангельские слова, о. Леонтий говорил: “Вот умру я, и из меня много воды потечет”. После смерти о. Леонтия лето 1972 года было отмечено великой засухой. Трава пожухла, речка обмелела, леса горели. И вот, в нескольких десятках метров от кладбища забил в эту жару сильный родник, вода которого оказалась целебной. И вот уже много лет люди идут на Святой источник, чтобы по молитвам отца Леонтия получить целебную помощь.
Письмо Плешковой Н.И. из Иванова: “В октябре 1995 г. у моей дочери, двух лет, на макушке головы начали выпадать волосы и образовалась лысина. Мы обратились к врачу, ей сделали рентген, взяли анализы, сказали все нормально, выписали таблетки. Мазали голову репейным маслом, принимали таблетки - ничто не помогало, волосы не росли. В ноябре месяце одна женщина, работавшая вместе со мной в магазине, дала мне водичку из источника о. Леонтия и посоветовала смачивать ею голову дочери и давать ей пить эту воду. Я так и делала. Через некоторое время у нее стали расти волосики на этом месте, где была лысина, и вскоре лысина исчезла”.
“Случилось на работе повредить руку, попала в транспортер, извертело всю, деформировало, порвались сосуды, переломы, трещины. Поднялась температура, несколько дней была на больничном. Рука болела долго. С молитвами растирала, правила. Это было в марте. На Пасху пошла в храм. Позже, с мужем и детьми была на кладбище. Подходим мы с семьей к могилке батюшки Леонтия, а я в душе говорю: “Батюшка Леонтий, долго ли у меня еще будет болеть рука?”, и больной рукой оперлась на оградку. И вдруг чудо - какие-то святые силы как бы подняли мою руку, и такую великую силу и облегчение я почувствовала, и говорю мужу: “Саша, я сейчас исцелилась от батюшкиной оградки!”, а потом со всеми делилась этой радостью. Рука исправилась. Так мне помог архимандрит Леонтий. Мы бережно храним память о нашем святом батюшке”. (Письмо р.Б.Раисы из дер. Лопатино).
Аня десяти лет, в день Всех Святых в земле Российской просиявших окунулась в святой источник (был сильный кашель). Принимала воду дома. Получила исцеление. Благодарим преп. Леонтия. Отче Леонтие моли Бога о нас. Карандашевы г. Иваново
Моему сыну М. два года назад поставили диагноз: "Увеличение щитовидной железы". Послу двух курсов лечения врачи предложили хирургическое вмешательство. Мы с сыном поехали на могилку о. Леонтия помолиться и попросить его молитв, а затем мы спустились к источнику, попили воды и искупались. Неоднократно после этого мы возвращались на могилку. Пришел срок показаться профессору. Были сделаны снимки УЗИ, профессор заключил по ним полное отсутствие опухоли. Сын сказал, что это помог святой старец Леонтий, а профессор согласился с этим сказав: «Верьте, и по вере воздастся». Слава Богу, на сегодня ребенок здоров. Отца Леонтия я с благодарностью вспоминаю в своих молитвах. р.Б.Галина г. Волгореченск
В 1985 году у меня была удалена туберкулема правого (третьего сегмента) легкого... В 1997 году очаги болезни левого легкого хирургическим путем удалены. Также - и ряд других заболеваний. Одним словом, не жилец. При малейшем охлаждении, физическом воздействии, интенсивном курении и алкоголе – смерть. Летом 1997 года в с. Михайловское, услышав о целебном свойстве источника о. Леонтия решил испытать себя. Около часовни, после купания, находились мужчина, женщина и девчушка, жители этого села. При встречи узнаю: вода ледяная. По медицинским понятиям окунуться в эту прорубь – распад легких (с моими то симптомами)!.. Все же решился. ...Прошел бы мимо св. источника – уже был бы в могиле. Теперь чувствую себя превосходно! Не отрицаю этого чуда... Здоров! Преподобне отче Леонтие, моли Христа Бога спастися душам нашим! Олег Я. г. Кострома.
В конце ноября 1996 года у моей дочери на запястьях обеих рук появились шишки, а через несколько дней средний и безымянные пальцы согнулись... Сжимать и разжимать пальцы было трудно, появились боли, от которых девочка страдала и днем и ночью. Пришлось обратиться к врачам. По началу в районную поликлинику, а затем в областную ортопедию и военный госпиталь. Каждый врач выносил свой диагноз, а в госпитале профессор предложил оставить немедля девочку на лечение и возможно операцию. Мы были в растерянности. Предстоящее лечение, операция рушили все планы с учебой и было решено повременить до лета. Лечения, как такового прописано не было, лишь обезболивающее, а пальцы, не только средний и безымянный работали хуже и хуже. В том году в с. Михайловском при храме жили мои родственники, от них я слышала о св. отце Леонтие, о его жизни и служении Богу, о чуде, что свершилось после его смерти, а чудом была вода, что пробилась в засушливое лето неподалеку от его могилы. Эта вода стала давать людям, идущим с верой в Господа, силу и здоровье, исцеление души и тела. Всем сердцем, всей душей просили мы здоровья нашей девочке. Все кто мог, родные и знакомые, кто жил в то время в Михайловском, приносили воды с источника. По утрам дочка принимала ее, а вечером смочив марлю, оборачивали кисти рук. Время шло и казалось, что все оставалось на месте: шишки, скрюченные пальцы, боли по ночам. В середине Великого поста Наташа причастилась и вскоре после этого, мы даже не заметили, когда это произошло, вечером за чаем я попросила Наташу передать хлеб. При этом девочке нужно было встать, и когда она встала, опершись ладонью об стол, вскрикнула – не от боли. А от удивления – пальцы на руках были прямые, не согнутые и не скрюченные. После этого, мы еще делали примочки и когда боли пропали вовсе, отказались от них. Девочка обрела здоровье, благодаря молитве и этой воде. Лидия Р. г. Фурманов.
В нашей семье писалась икона св. Леонтия, к готовящемуся прославлению его. С написанной иконой поехала я в марте 1998 года в с. Михайловское. Обычная стоимость такой работы оценивается в пределах 3 тыс. Рублей. Зная о том, что Михайловский приход не богат по доходам, мы не надеялись на вознаграждение. Однако, по молитвам старца произошла чудесная вещь. В день моего приезда на приход с иконой, там же, неожиданно появился один состоятельный человек, который загорелся желанием оплатить труд иконописцев и вручил мне как раз такую сумму денег, которая полагается за эту работу. Так старец о. Леонтий отблагодарил нас за наши труды, предпринятые в его честь. Екатерина Б. г. Козельск.
25 июня 1995 года прихожане Успенского храма с. Богородское Ивановского района совершили крестный ход до с. Михайловское. Они несли большой деревянный крест, чтобы установить его над источником о. Леонтия в день Всех Святых в земле Российской просиявших. Среди участников этого крестного хода была одна женщина, получившая в тот день исцеление от болезни. “До крестного хода у меня были серьезные проблемы с желудком: полное отсутствие аппетита, я почти не различала вкуса пищи, а после еды часто случались боли и самые тяжелые ощущения в области желудка, так что процесс еды был для меня мучительным. На источнике о. Леонтия мы омылись этой водой, а за Литургией я причастилась святых Христовых Таин. На следующий же день я с большим удивлением и радостью обнаружила, что все неприятности с желудком полностью исчезли. А второе исцеление было связано с заболеванием женских органов, признаки которого были у меня явными до прихода на святой источник. По приезде домой я обнаружила, что все болезненные явления прошли. О. Леонтия я с благодарностью поминаю в своих молитвах”.
В 1996 году над Святым источником сооружена часовня с купальней и не проходит ни одного дня, чтобы люди не посетили этого места.
Из чудес, совершившихся после смерти о. Леонтия приведем ещё два случая:
Одна женщина вскоре после смерти старца пришла к его прислуге Евдокии и попросила ее дать ей что-нибудь на память о старце. Та дала его старую заплатанную рубашку и старый пододеяльник тоже с заплатами. “Принесла я их домой”, - рассказывает эта женщина, - “и у меня в дому получился такой запах дивный. Я не знала от чего это. А пахло долго. Муж пришел с работы и говорит мне: “Ну, видно, не один пузырек вылила одеколона. Как в дому-то пахнет хорошо””.
А вот совсем уже недавний случай. Как обычно, перед Пасхой 1995 г. люди пошли на кладбище обновлять могилки, собрали мусор, покрасили ограды свежей краской. Позже, дети стали жечь сухую траву. Могилки, а также некоторые деревья охватил огонь. Когда через неделю люди пришли на кладбище перекрашивать оградки, то увидели, что огонь не тронул только четыре могилы: о. Леонтия, монаха Иннокентия, блаженной Аннушки и старосты храма Лидии - духовных чад старца.
Часовня над чудотворным источником
(построенав 1996 году)
* * *
Завершая теперь это жизнеописание блаженного старца архимандрита Леонтия, составленное из подлинных фактов и случаев его многотрудной, подвижнической, молитвенной и святой жизни, невольно вспоминаешь слова из книги премудрого Сираха: “В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он во время воздвигнет на ней” (Сирах, 10,4). Действительно, в один из самых тяжелых периодов в жизни нашего Отечества Господь возжигал в нем такие светильники веры и благочестия, которые, подражая своему Творцу и Спасителю, светили во тьме, и тьма не объяла света их (Ин.1,5). Напротив, на этот свет шли люди, сердца которых касался Бог, и получали от общения с носителями такого пренебесного света исцеления своих недугов и возрождение к духовной жизни. Архимандрит Леонтий был одним из таких добрых служителей Господних, которые и по кончине своей продолжают свое спасительное пастырство, ибо сейчас он воочию видит Того, Кому посвятил всю свою жизнь.
Надеемся, что свидетельство о его святости займет свое должное место в Предании нашей святой Православной Церкви.
Церковное Предание - это непрекращающаяся живая жизнь Церкви Христовой, которая составляется из деланий и подвигов великого множества подвижников благочестия и святых людей. Эта жизнь продолжается по их смерти, когда они, прославленные за святость Церковью, становятся нашими небесными заступниками, ходатаями и молитвенниками. Одним из них по чаянию и надежде верующих наших краев является блаженный старец, архимандрит Леонтий, к которому мы и теперь уже сердечно взываем:
“Преподобне отче Леонтие, моли Бога о нас!”