« Поминайте наставников ваших, которые
проповедовали вам слово Божие, и,
взирая на кончину их жизни,
подражайте вере их ». (Евр.13.7)

 

    В самом центре России, в городе Иваново-Вознесенске, родились в ХХ веке “первые советы”, положившие начало разрушительному движению, погубившему старую русскую культуру. Эти земли - самое сердце России с глубокими православными корнями, уходящими в глубь ее истории. Они помнили великих владимиро-суздальских князей, Андрея Боголюбского, Александра Невского и первого царя рода Романовых - Михаила.

    Именно эти земли: части Владимирской, Нижегородской, Ярославской, Костромской губерний составили так называемую Ивановскую экономическую область, разрушившую почти все обители, храмы, монастыри, сохранявшие образы Святой Руси. Народ был обезбожен до основания. Русских людей превратили в людей советских. В этой духовной пустоте русским верующим людям приходилось крайне трудно жить по-христиански. Однако Господь дал в укрепление и утешение народу Своему светильника веры, мужественного исповедника и молитвенника, дивного старца архимандрита Леонтия. Его молитвами хранились, спасались и обретали веру сотни людей. Его смиренный и светлый образ являл им истинного ученика Христова, несущего свет Божественной любви народу страждущей, многострадальной Руси.

    Приступая к описанию жизни блаженного старца, архимандрита Леонтия (Стасевича), смиренно просим его святых молитв и молим Господа подать разум и нужное слово, чтобы исполнить во славу Божию и в прославление святого старца дело сие.

 

 

Детские и юношеские годы.

    Архимандрит Леонтий (Стасевич) родился 20 марта 1884 года в посаде Тарноград Белгорайского уезда Люблинского воеводства Холмской губернии Царства Польского, входившего в те времена в состав Российской империи. Во святом крещении младенец был наречен Львом в честь святителя Льва епископа Катанского. Родители его - Фома Федорович и Екатерина Стефановна - были крестьянами. Один из родственников будущего старца, людей верующих и благочестивых, дядя Адам, был священником, протоиереем. Детей в семье долго не было. Когда маленький Лев появился на свет, Фоме Федоровичу было сорок четыре, а Екатерине Стефановне - тридцать два года. Лев был единственным ребенком в семье. По мере возрастания он поступил в двухклассное земское училище, а позже в четырехклассную гимназию. Семья Стасевичей была верующей и благочестивой. С детства маленького Льва приучали к молитве, труду и добрым делам. Однажды мама попросила Льва сходить в лес за грибами. Набрав грибов, Лев торопился домой, но по дороге он вспомнил о бедных, одиноких старушках, живших рядом. Проходя мимо их домов, мальчик раздал им все собранные грибы. Пришлось опять возвращаться в лес, чтобы набрать грибов домой. Мама беспокоилась из-за долгого отсутствия мальчика, но узнав, почему он задержался, не стала его ругать.

   В семье Стасевичей часто бывали особые гости. Отец Леонтий вспоминал, что Фома Федорович, возвращаясь на лошадях с базара, иногда привозил с собой какого-нибудь странника, которому негде было переночевать. Странники, люди бедные, обычно благодарили добрых хозяев духовными песнопениями, рассказами об угодниках Божиих и обителях, в которых побывали на своем пути. Так, в любви, благочестии и труде, возрастал отрок, который благоволением Божиим стал добрым колосом на ниве Христовой.

    С пятнадцати лет Лев начал работать писарем в Тарноградском суде. Похоронив отца в 1905 году, он стал единственным кормильцем престарелой матери. Но желание стать священником было так велико, что он испросив ее благословения поступил в Холмскую духовную семинарию. В брак Лев Фомич не вступал, желая всецело посвятить свою жизнь служению Богу. Вероятно здесь, в духовной семинарии, он познакомился с будущим Святейшим Патриархом, а тогда просто епископом Тихоном, который был одним из первых ректоров этой семинарии.

    После окончания семинарии двадцатишестилетний Лев осуществил свое заветное желание: 31 декабря 1910 года он поступил в Яблочинский Свято-Онуфриевский мужской монастырь, расположенный в двух верстах от с. Яблочна Бельского уезда Седлецкой губернии. Монастырь этот был основан в начале ХVI в. на небольшом речном острове, имел каменный храм и причетническую школу. В начале века он представлял собой образцовую процветающую обитель, в которой насчитывалось около тридцати пяти человек братии.

    В 1912 году, в Великий Понедельник настоятелем монастыря архимандритом Серафимом (Остроумовым; позже архиепископом Смоленским, был расстрелян в 1937 году) Лев Фомич был пострижен в монашество с именем Леонтий в честь Леонтия, святителя Ростовского. В этом же году отец Леонтий похоронил свою мать, со смертью которой прервалась последняя нить, связывающая его с миром. 29 октября 1912 года епископом Евлогием Холмским о. Леонтий был возведен в сан иеродиакона, а 20 мая 1913 года епископом Анастасием в сан иеромонаха. С 1913 по 1915 год батюшка состоял казначеем монастыря.

    В Яблочинском монастыре у о.Леонтия проявилась любовь к частому и строгому уставному богослужению, которую он пронес через всю свою жизнь. Хотя о. Леонтий прожил в монастыре менее пяти лет, пребывание в нем оказало существенное влияние на его духовный облик. Преподобного Онуфрия, в честь которого был освящен главный храм обители, батюшка считал своим особым покровителем. После Литургии, во время отпуста крестом, о. Леонтий всегда пел тропарь преподобному Онуфрию Великому и говорил, что “учил его преподобный Онуфрий.”

    В 1914 году началась I Мировая война, и вскоре братия Яблочинского монастыря, ввиду близости линии фронта, была эвакуирована в глубину России. О. Леонтий был определен в одну из наиболее почитаемых русских обителей - московский Богоявленский монастырь, расположенный неподалеку от Кремля. Монастырь этот был основан в ХШ веке святым благоверным князем Даниилом Московским. Одним из его первых настоятелей был брат преподобного Сергия Радонежского Стефан. В нем же принял монашеский постриг святитель Алексий, митрополит Московский.

    В штат монастыря о. Леонтий был зачислен в 1916 году, а в 1917 году, по ходатайству преосвященного Иоасафа, Святейшим Синодом Русской Православной Церкви был награжден наперсным крестом. В 1919 году по благословению Святейшего патриарха Тихона и Святейшего Синода преосвященным Евсевием был возведен в сан игумена. С 1917 года батюшка учился в Московской Духовной Академии, которую он, однако, не окончил, ввиду роспуска последней в Великом посту 1919 года.

    В те смутные годы, когда уже начались гонения на Церковь, многие монастыри, чтобы как-то выстоять и уберечься от закрытия, регистрировались как “трудовые коммуны”, а монахи числились еще и на “общественной работе”. В качестве послушания о. Леонтий был председателем кварталкомиструда №2 в Китай-городе и председателем домкома по адресу ул.Никольская, д.6.

    26 ноября 1922 г. по ходатайству преосвященного Василия, епископа Суздальского, владимирским Епархиальным Управлением был назначен в суздальский Спасо-Евфимьев монастырь, и в том же году утвержден наместником этого монастыря. (указ №202)

 

 

Евфимьевский монастырь

Евфимьевский монастырь.

 

Суздаль, первый арест, лагерь.

     Суздальский Спасо-Евфимьев монастырь был основан в 1352 году. В начале ХХ века он представлял собой первоклассную обитель с пятью храмами и богатой ризницей, в которой хранилось множество драгоценных вкладов, церковной утвари и облачений. Братии в монастыре насчитывалось около ста человек.

    Когда о. Леонтий прибыл в монастырь, он обнаружил, что жизнь в обители пришла в расстройство: должным чином не совершалось богослужение, требовали неотложного решения хозяйственные дела. Некоторые из братии также сочувствовали обновленческому расколу, терзавшему в те годы Церковь. Новый наместник принялся за наведение порядка, но столкнулся с враждебным отношением некоторых насельников. Отца Леонтия всячески поносили и злословили, и даже поднимали руку на своего настоятеля, пытаясь заставить батюшку покинуть монастырь. Но простые люди - паломники и жители Суздаля - полюбили отца Леонтия за его кротость, доброту и искреннюю веру.

    В 1923 году Спасо-Евфимьев монастырь был закрыт властями. Сохранились некоторые документы рассказывающие об этом событии.

    «... Далее образ Преображения Господня; на Спасителе и двух пророках венцы и цаты серебряные вызолоченные, а на апостолах три венца без цат, но тоже сребропозлащенные чеканной работы; у Спасителя на цате в серебряных гнездах три камня: яхонт, бирюза и виписа. Вся риза на иконе серебряная вызолоченная чеканной работы весом в 1 п. Внизу надпись, из которой видно, что риза сооружена усердием архимандрита Леонтия и других благотворителей при настоятеле архимандрите Досифее. Образ за зеркальным стеклом...»

 

    СЛУШАЛИ: «...Тов. Коровин И. Сделал доклад, в каком состоянии комиссия нашла Спасо–Евфимьевский монастырь; стены местами имеют трещины, обвалившуюся на местах щикотурку (ошибка в оригинале), обнаружено халатное отношение коллектива ко всему имуществе церкви и восстановить порядок в монастыре трудно, потребуются большие средства...»

    ПОСТАНОВИЛИ: «Комиссия заслушав доклад постановила Спасо–Евфимьевский монастырь закрыть, все четыре церкви как-то Преображенская, Успенская, Никольская и Благовещенская, здания и все имущество передать на хранение в суздальский Комунотдел, предложив последнему принять ключи и выставить охрану.

 

    СЛУШАЛИ: Тов. Коровин сделал доклад ввиду закрытия монастыря необходимо выселить монашествующих лиц из монастыря.

    ПОСТАНОВИЛИ: Комиссия постановила немедленно запросить Коммунальный Отдел, чтобы предоставил помещение и выселить в 3-х дневный срок со дня объявления.

 

   В Отдел Управления Комиссии по ликвидации монастырей по Суздальскому уезду и.д. Настоятеля Спасо–Евфимьевского монастыря Игумена Леонтия в мире Льва Фомича Стасевича.

    Усердно прошу Отдел Управления сделать распоряжение о выдаче мне 1) иконы преподобного Онуфрия Великаго из Успенской церкви Спасо-Евфимьевского монастыря, привезенная мною в марте месяце 1922г. и, за неимением места в келии, поставлена была временно в храме. Что вышеозначенная икона принадлежит мне, могут подтвердить члены общины при монастыре, и подобной иконы до моего приезда не было в монастыре. 2) Случайно попавших в храм Успенский: монашескую мантию и маленькую икону преп. Онуфрия. Последняя находится в (зимнем) холодном храме Преображения Господня; и кроме того выдать мне удостоверение о том, что Спасо--Евфимьевский монастырь закрыт и к выезду моему из г. Суздаля со стороны Отдела Управления и Комиссии по ликвидации монастырей препятствий не встречается.

18 апреля 1923 года.

 

    Протокол №5 заседания Укомисии по передаче церковных ценностей и ликвидации монастырей от 24 апреля 1923 года.

    СЛУШАЛИ: Сношение Уполитпросвета №538 о передаче Сретенского храма Ризоположенского монастыря под устройство театра.

    ПОСТАНОВИЛИ: Возбудить перед ИУК ходатайство о разрешении передачи Уполитпросвету просимого храма для устройства театра.

    СЛУШАЛИ: Заявление гр. Стасевича о возвращении ему иконы и креста, оставшихся в Спасском монастыре.

    ПОСТАНОВИЛИ: В просьбе отказать.

 

   Батюшка остался в Суздале и Святейшим Патриархом Тихоном был назначен настоятелем двух приходов, Смоленского и свят. Иоанна Златоустаго. Приходы, в которых служил о. Леонтий “придерживались тихоновской ориентации”, строго хранили чистоту Православной веры и церковных канонов. 20 мая 1924 года Святейшим Патриархом о. Леонтий был возведен в сан архимандрита.

    За время своего служения в Суздале о. Леонтий, несмотря на сложные условия, привлек к Церкви многих людей. Его имя стало широко известно верующим. На службу к о. Леонтию люди добирались из отдаленных от Суздаля мест, из городов Иваново и Тейково. Позже некоторые из них были репрессированы вместе с о. Леонтием.

    В 1930 году о. Леонтий был арестован суздальским райотделом ОГПУ и приговорен к трем годам лагерей по статье 58-10 УК РСФСР, т.е. по стандартному обвинению в антисоветской контрреволюционной деятельности. Люди, долго общавшиеся с батюшкой, говорят, что в Суздале о. Леонтий вызвал недовольство местных властей тем, что препятствовал антирелигиозной пропаганде своими проповедями и ежедневным совершением богослужений. Поводом же к аресту послужила любовь о. Леонтия к колокольному звону. Позже он вспоминал об этом так: “...звон тогда был запрещен. А мне... так захотелось Господа прославить звоном. Залез на колокольню и давай звонить. Долго звонил. Спускаюсь с колокольни, а меня уже встречают с наручниками”.

    Заключение о. Леонтий отбывал в Коми АССР. Он работал фельдшером при дорожно-строительном участке. Духовные чада о. Леонтия из Суздаля и Тейково посылали ему продуктовые и вещевые посылки. Но, говорят, что батюшка все, что получал, раздавал другим заключенным, не оставляя себе ничего.

Продолжение жития >>>