<<<Начало жития
<<<Предыдущая страница

Из материалов следствия

     Во время следствия 1950 года следователь уделил много внимания выяснению мировоззрения отца Леонтия. Допрашивали самого старца, а также других подследственных и многочисленных свидетелей. Все ответы тщательно заносились в протоколы, хотя и на казенном, канцелярско-атеистическом языке с использованием стандартных формулировок. Многие взгляды отца Леонтия на современный ему мир и место в нем православного христианина видны из слов его проповедей, поучений и самой жизни батюшки.

    Во время допросов отец Леонтий говорил: “...в своих проповедях при богослужении я призывал верующих, посещающих церковь, беззаветно верить в Бога, исполнять все заповеди, регулярно посещать храм”. Один из свидетелей по делу показывал при допросе: “Сам Стасевич... служит по монастырскому уставу, старается хранить веру в чистоте и прививать ее путем церковных служб и проповедей. Он всегда требует исполнения всех духовных заповедей”.

    Приведем отрывок из протокола допроса одной из духовных дочерей отца Леонтия, тоже арестованной по этому делу.

    Вопрос: Стасевич служит в обычной церкви. Чем же, конкретно, отличается его служба от службы других священников?

    Ответ: Стасевич, во-первых, стремится держать религию в чистоте, он сам беззаветно верующий и требует от других, чтобы точно исполняли все религиозные обычаи. Службу он ведет без сокращений и каких-либо искажений. Он ведет монашеский образ жизни и является истинно православным священником.

    Вопрос: Какие поучения вы получили от Стасевича, как его “духовная дочь”?

    Ответ: “Когда я ездила в Воронцово (в октябре 1948 года), то встречалась с отцом Леонтием. Отец Леонтий поучал меня не забывать Бога, быть такой же религиозной, как была, не отступать от православной веры и прививать ее другим. В этом же разговоре Стасевич заметил, что в настоящее время повсюду якобы искажают православную веру, даже сами священники, население забывает Бога. Это якобы подтверждается Священным Писанием. Он поучал, что нам нужно сохранить веру, не допускать, по мере сил, чтобы люди забывали Бога”.

    Один из мирян, посещавший храм с. Воронцово, на допросе сообщил: “Весной 1949 г. после службы Стасевич говорил: “Если вы верующие люди, то вы должны бороться за веру, как боролись святые отцы и защищать веру от врагов...””

    Отец Леонтий на каждой службе говорил проповедь, призывая бороться за сохранение православия. Некоторые его проповеди, особенно касающиеся вопросов Страшного Суда и кончины мира, сообщались в Управление МГБ по Ивановской области и послужили поводом для ареста.

    Свое критическое отношение к властям отец Леонтий высказывал в беседах даже с малознакомыми людьми. Разговаривая с сыном своей духовной дочери, он говорил, “...мы живем в стране неверующих. Когда с волками живем, по-волчьи выть приходится, а веру в Бога надо держать в душе. В этом будет спасение перед Всевышним”.

    В ходе следствия допрашивались и сокамерники отца Леонтия, которые передали следователю такие слова батюшки: “Была матушка Россия до революции всем снабжена. А сейчас с разными стахановцами ничего не стало. У колхозников не хватает даже хлеба, не говоря о других продуктах. Колхозники голодают, а правительство к ним очень плохо относится”. Тогда же о. Леонтий сказал сокамерникам и о том как он помогал нуждающимся семьям и поучал родителей, “чтоб они своих детей приучали к религии и заставляли их ходить с крестами, что они и делали”. Также он говорил и такие слова: “Меня обвиняют в том, что я вел антисоветскую работу, а я только молился и служил Богу, меня арестовали за крест, за чистую христианскую веру”. “Мне завидовали многие священники, потому что ко мне ходит много народу. Это потому, что они отступили от православной веры и стали служить по-советски, а я веду службу чисто духовную”.

    На обвинения в том, что одна девушка, 1924 г. рождения оставила комсомол, о. Леонтий ответил: “Значит, мои проповеди не проходят даром, меня понимают и молодые”.

 

О. Леонтий о вере и священстве.

    Вопрос: На прошлом допросе вы показали, что являетесь сторонником так называемой истинно-православной веры. В чем заключается сущность этой веры?

    Ответ: Я считаю истинно православным верующим того, кто не отступает от Божьего Писания, беззаветно предан религии и не искажает церковных обрядов. К этому числу отношусь и я. Лично я всеми силами стараюсь исполнять церковные обряды полностью, как они совершались, например, в дореволюционных монастырях. Служба в церкви должна быть ежедневной и я этого строго придерживался. Я считаю, что священнослужитель должен быть... полностью отдавшимся религии, и поэтому я веду монашеский образ жизни. Тех священников, которые проводят богослужение не ежедневно, сокращают обряды, предаются мирским соблазнам, я считаю отступившими от православной веры.

    Вопрос: Каким образом вы проповедовали это направление в религии?

    Ответ: Я не задавался целью проповедовать это направление. Я лишь сам старался придерживаться истинно православной веры, аккуратно и ежедневно совершал религиозные обряды, не сокращал их и призывал прихожан беззаветно верить в Бога.

    Вопрос: Как Вы относитесь к тем священникам действующих церквей, которые, как вы показали, “отступают от веры”?

    Ответ: Лично я не имею никаких претензий к таким священникам, поскольку считаю, что они сами должны следить за сохранением веры в чистоте.

    Вопрос: Ранее вы показывали, что являетесь сторонником так называемой “Истинно Православной Церкви”. (Здесь следователь лукавит. Отец Леонтий говорил только о своей истинно православной вере, а об участии в ИПЦ не упоминал ни разу.) Расскажите более подробно, что из себя представляет это религиозное направление, и чем оно отличается от позиций действующей современной церкви?

    Ответ: У меня, как истинно православного священника, нет принципиальных разногласий с современными действующими церквями. Как я уже показал ранее, я не согласен только с тем, что большинство современных священников отступают от православной веры, извращая религию. Современные священники непристойно ведут себя в миру, поддаются мирским соблазнам, грешат, и подчас в миру скрывают, что они священники, и не носят в миру духовного одеяния. Церковную службу такие священники совершают не ежедневно, а подчас только один-два раза в неделю или по праздникам. Церковные обряды сокращают. Все это я считаю отступлением от веры и большим грехом для любого священнослужителя. Я же... веду монашеский образ жизни, служу только Богу и веру стараюсь сохранить в чистоте. Службу в своей церкви я совершаю ежедневно (три раза в день). Служу по старому монастырскому уставу, церковные обряды не сокращаю. Я считаю первым своим долгом призывать своих прихожан к сохранению веры в чистоте и к избежанию грехов. Это я делаю путем проповедей и личных поучений.

    Вопрос: Вы оппозиционно держитесь к действующей церкви только потому, что она лояльно относится к существующему в СССР строю?

    Ответ: Мои противоречия с современными священниками не по этой причине, они проистекают на почве только духовных вопросов. Я выше показал, что они извращают религию. Правда, некоторые священники извращают религию, попадая под влияние коммунистических идей и вообще под влияние современного уклада жизни. Я считаю, что священник должен быть самостоятелен, служить Богу.

    Вопрос: Что вы понимаете под самостоятельностью?

    Ответ: Священник не должен попадать под влияние неверующих лиц и богохулия. Одновременно священник не должен враждебно относиться к власти, какая бы она не была.

    Вопрос: Что Вы называете “влиянием коммунистических идей”, как Вы выразились?

    Ответ: Известно, что коммунисты не признают религию, в своих практических действиях исходят из материалистических позиций. Убеждения священнослужителей должны быть противоположны в этом отношении. Поэтому я считаю, что если коммунист попадет под влияние религии, он уже не будет... коммунистом. А тем более, если священник подпадет под влияние коммунистов, под влияние материалистических убеждений, он уже не будет священнослужителем. Несмотря на это, я к коммунистам отношусь не враждебно, но только осознаю, что у нас разные пути, разные убеждения и ничего общего нет.

    Такие строгие требования, которые отец Леонтий предъявлял к лицам духовного сословия, нравились далеко не всем. Своим сокамерникам он говорил, что после ремонта храма в Воронцове и, благодаря ежедневным богослужениям, к нему стали ходить верующие даже из других приходов, за что его невзлюбили некоторые священники.

 

Отец Леонтий и дети.

     Выше уже говорилось, что отец Леонтий очень любил детей и охотно с ними общался. Во время допросов в 50-м году следователь тоже начал поднимать “детскую тему”.

    Отец Леонтий, отвечая на вопросы о своих проповедях, говорил: “...Их (т.е. школьников) я поучал быть вежливыми со старшими, хорошо учиться, слушать родителей”. Дети иногда бывали в келье отца Леонтия, нескольких ребят, которым к тому времени не исполнилось 12 лет, он крестил. Находясь в Иваново осенью 1949 года, отец Леонтий, на дому своей духовной дочери, тайно крестил семерых ребятишек дошкольного возраста.

    Одна из свидетельниц по делу, во время допроса говорила: “От отца Леонтия я неоднократно слышала, что надо приучать своих детей к вере в Бога, что это поможет им в учебе, в дальнейшей жизни... Раньше я слышала из его проповедей, что необходимо каждому верующему внушить веру в Бога своим детям, окрестить их, если они не крещены. Что хорошим делом будет, если каждый верующий не допустит, чтобы его дети ходили без креста...от некоторых верующих я слышала, что отец Леонтий дает некоторым из школьников деньги на книги и тетради, чем привлекает их к себе и пользуется их уважением”.

    Своим сокамерникам отец Леонтий говорил: “Когда я узнал, что в школе заметили на детях кресты и стали снимать их, я матерям говорил, что пусть в школу дети ходят без креста, а придя из школы, снова его одевали. Так я и добивался своей цели”.

    Все эти поступки отца Леонтия были охарактеризованы следствием как “обработка молодежи в религиозном направлении” и стали частью обвинительного заключения.

 

Приговор.

    Обвинительное заключение гласило: “...Обвиняемый Стасевич в течение 47-50-х годов, проводя богослужения в Церкви в своих проповедях распространял антисоветские измышления о якобы приближающихся “Страшном Суде” и “Кончине мира”, истолковывая религиозные писания в антисоветском духе”. Следователь ходатайствовал о том, чтобы отец Леонтий и три его духовных дочери были приговорены к 10 годам ИТЛ.

    Особым совещанием при Министре Госбезопасности СССР это ходатайство было удовлетворено в отношении 66-летнего о. Леонтия. Его же духовные чада, как выходцы из рабоче-крестьянской среды, получили по 8 лет ИТЛ.

    Отец Леонтий был отправлен в лагерь Озерный в Коми АССР, где он значился под № 9-СО-23726.

    В лагере батюшке, бывшему в преклонных годах, приходилось трудно, но заключенные, видя святость его жизни и силу веры, уважали старца. Батюшка был посажен в камеру с вором рецидивистом; зайдя в камеру, он сделал земной поклон, а когда пришло начальство с осмотром, то увидели, что вор стоит на коленях и плачет, а батюшка утешает его. Заключенные охотно делились едой и теплой одеждой с батюшкой, а когда начальство стало обижать его, то заключенные грозились поднять бунт в лагере...

    Внезапно у начальника этого лагеря тяжело заболела дочь. Семьи офицеров жили при лагере, в глуши, а лагерный врач не смог определить, что это за болезнь. Отец Леонтий увидел девочку и сказал, что в нее вселился бес. Батюшка стал усердно молиться за эту девочку, и бес вышел из нее. В благодарность за это начальник лагеря сделал ему некоторые послабления в режиме и возможность на Пасху отслужить литургию. Заключенные помогли батюшке с облачением. Епитрахиль и поручи были сделаны из полотенец, а кресты на них были нарисованы карандашом. Службу служили в лесу, на пне. Вскоре о. Леонтий получил освобождение по амнистии.

Продолжение жития >>>